Для ребенка сказка – это всегда нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Сердце замирает, когда он слушает сказку, и наполняется радостью, когда сам ее рассказывает и показывает. Замыкаясь на телевизоре и компьютере, в результате чего любимым занятием становятся и просмотр мультфильмов, или компьютерные игры, ребенок меньше общается, причем не только со взрослыми, но и с другими детьми, становятся менее отзывчивы.
Я не раз наблюдала, как даже умным, талантливым детям трудно выразить свои мысли, но еще сложнее это сделать детям с нарушениями речи. Работая в логопедических группах, я обратила внимание на то, что театр – прекрасный инструмент коррекционной практики: отвлекает внимание ребенка от его речевого дефекта, побуждает к обучению, освобождает от утомительной неподвижности, а положительные эмоции, которые испытывает ребенок во время показа или просмотра, оказывают благотворное влияние на организм, развивают эмоциональную сферу. Радует, что многие фирмы выпускают товары, необходимые для создания развивающей среды в группах. В их перечень входят и различные виды театра, но театр, сделанный своими руками, радует ребенка вдвойне. Поэтому я советую вместе со своим ребенком сделать свой театр забавных игрушек. При его изготовлении можно использовать бросовый материал, ткани различной фактуры, фурнитуру (кнопки, замки, шнурки, крючки, липкую ленту, бисер, бусины, блестки и т.д.). Дома всегда найдутся ненужные вещи: коробки и банки из-под смесей и кофе, старая одежда и картон. Банки или коробка обтягиваются плотной тканью, и работа закипает. Дети с большим желанием участвуют в этой работе: приклеивают глаза, делают клюв, хвост – и вот уже готов Петушок; приделывают ушки, носик – улыбается Зайчик. Видя, результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают чувство удовлетворения. Игрушка, сделанная своими руками, вызывает эмоциональную реакцию – это делает театрализацию более интересной. Только что ребенок держал в руке Волка и хриплым голосом говорил: «Колобок, Колобок, я тебя съем!». И тут же он, оставив Волка, берет Колобка и говорит за него уже тонким голосом: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Такие игры чрезвычайно полезны для развития ребенка: они учат его смотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, глазами разных персонажей, имеющих разные цели.
Театр вводит ребенка в мир человеческих эмоций, помогает прожить определенные эмоциональные состояния. Дети становятся увереннее в своих возможностях, а их мимика – выразительнее, пластичнее.
|