Умение петь или играть на каком - либо музыкальном инструменте всегда вызывает интерес окружающих. Человеку, в жизни которого есть музыка, никогда не будет одиноко и скучно.
Психическое развитие дошкольников тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Поэтому надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и слушать. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь. В программу музыкального воспитания входит раздел «Слушание музыки». Дети слушают музыку разных стилей и направлений. После чего проводится беседа о характере прозвучавшей музыки. Иногда дети вовлекаются в танцевальный экспромт.
Дети, играя на музыкальных инструментах, исполняя песни, двигаясь, слушают музыку. Думаю, что невозможно ограничить слушание одним специальным разделом, т.к. все наше музыкальное занятие базируется на слушании музыки, то есть слуховое восприятие происходит во всех видах музыкальной деятельности. Определенные трудности возникли у детей с нарушениями речи. Здесь мне на помощь пришла методика «Элементарное музицирование» К. Орфа, ее основной принцип: музыка понимается телом, а не рассудком. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке.
Существует мнение, что музыкальный слух есть у всех детей, однако далеко не все дети могут пропеть чисто и правильно даже простую песенку. Для развития музыкального слуха нужно воспитать умение слушать и слышать. Пению, слушанию музыки надо учить так же, как учат ребенка говорить. Я согласна с таким мнением, что если ребенок в раннем детстве слушает хорошую музыку, красивое, чистое пение, то это войдет в его жизнь естественным образом. Он будет слушать и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя, интересно всем, даже взрослым, что уж говорить о детях.
Исходя из этого, я наметила следующие задачи по развитию слухового восприятия у детей с нарушением речи:
- научить ребенка слушать музыкальный звук – воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры. Специально подобранные игры включаю в каждое занятие, начиная с первой младшей группы (дети двух – трех лет);
- обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску. Уже в первой младшей группе происходит знакомство с барабаном, треугольником, колокольчиком, ложками, шумовыми коробочками. В каждой группе обогащается опыт тембрового восприятия детей (ксилофон, металлофон и т.д.);
- учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки. Во время знакомства с новым музыкальным инструментом предлагаю каждому ребенку обследовать его; показываю приемы звукоизвлечения; дети играют на инструменте под музыку, которая соответствует тембру (музыку подбираю заранее);
- развивать творческое воображение с помощью ритмопластики, игры на музыкальных инструментах, рисования под музыку.
Остановлюсь более подробно на музыкальных рисунках. Музыку дети рисуют со 2 младшей группы. Рисование под музыку, как один из приемов арттерапии позволяет детям с нарушениями речи снять внутреннее напряжение. Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько свое настроение и восприятие. Конечно, такие занятия проходят в игровой форме. Дети с закрытыми глазами слушают музыку, затем пытаются передать цветом (красками) свои ощущения, возникающие при прослушивании музыкального произведения, не пытаясь отображать сюжет. В заключении малышам предлагается придумать свой танец на музыку, которую они рисовали.
На последующих занятиях дети сразу вспоминают это произведение: «Мы эту музыку рисовали», «Я танцевала под эту мелодию». Предлагаю им превратиться в настоящих музыкантов и самим исполнить знакомую пьесу. Дети с большим удовольствием импровизируют на музыкальных инструментах.
Играя в солдатиков можно одновременно послушать пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Пусть ребенок услышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите нарисовать ему то, что он услышал в музыке. Играя с куклой можно послушать колыбельные песни, из «Детского альбома» такие произведения, как «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
Можно в свободное время заниматься очень интересным делом – озвучиванием сказок. Сказки должны быть не длинными, взрослый рассказывает сказку и с детьми подбирает подходящие инструменты, ищут интонации, ритмы, изображают героев звуками. Так теремок может изображаться ксилофоном – его пластинки напоминают бревнышки, из которых построен теремок. Мышка – шуршалкой-погремушкой (которую можно сделать дома самим из любого «киндерсюрприза», наполнив любой крупой) и т.д. Можно озвучивать сказку только ритмом, тогда берется один инструмент, например, барабан, и на нем различными ритмами изображать героев.
У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых требуется большое терпение и последовательные действия.
Сначала, учим малыша, петь простые песенки на одном повторяющемся звуке. Песенку можно придумать самим, можно взять знакомые любимые стихи ребенка. Песенку может петь и птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают о высоких, низких и средних звуках).
Когда ребенок научится петь простую мелодию, повторяя один и тот же звук, можно показать песенку посложнее их двух звуков. Но хочу напомнить, что ребенок может вообще не петь, а только долгое время слушать песни. Время, когда он запоет, наступит само, не следует заставлять петь ребенка, тем более петь громко. Все, что произрастает в глубинах души, - произрастает в тишине.
Ценнейшее свойство малыша – способность к подражанию: дети любят, могут подражать, им много чего можно навязать, и они будут повторять, как попугаи, под восхищенные возгласы родителей. Здесь есть большая опасность – дезориентировать ребенка, привить ему плохой вкус (дело не в том, хороши или плохи эти песни, а в том, что они не для детского восприятия, ребенок приучается делать под аплодисменты то, чего он не пережить не понять не может). Взрослому трудно быть на уровне законов детской игры, участие в ней требует от него больших усилий – не меньших, а возможно, и больших, чем те усилия, которые прилагает познающий мир ребенок.
По моим многолетним наблюдениям я с уверенностью могу сказать, что если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя не только родителей, но и самого педагога!
Итак, терпение – самое ценное свойство воспитуемого.
Литература:
1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 5- 2004г, стр.29.
2. Газета «Детский сад со всех сторон» № 5-2009г, стр.8.
3. Т. А. Рокитянская «Воспитание звуком», Ярославль, Академия развития, 2006г, стр.6-7.
|