Меню сайта
Наш опрос
Удовлетворены ли вы качеством оказанной услуги?

Всего ответов: 91
Мы в соцсетях

       

Мы в VK

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультация

«Детские исследования в логико-математической деятельности старших дошкольников»

      Дошкольное детство - не только уникальный возрастной период, это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, действиями. Каждый дошкольник - маленький исследователь.

       Интересные методы и приёмы познания, экспериментирования, поиска и открытия имели место в истории дошкольной педагогики в строительно-конструктивных играх с «дарами» Ф.Фребеля, «исследовательском методе» Л.В.Глаголевой. На современном этапе при условии разработанности достаточно большого числа интересных проблемных ситуаций на материале установления зависимостей и закономерностей, решения логических задач (А.З. Зак, Л. М. Кларина, З.А. Михайлова, Л.Р. Непомнящая, З.А. Серова, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, О.В. Суворова, И.Н. Чеплашкина) данное содержание в практике детского сада используется лишь фрагментально. Воспитатели не всегда понимают целесообразность применения исследовательских приёмов, уделяют внимание более понятным и простым опытам и экспериментам, испытывают значительные трудности в определении последовательности процесса решения-рассуждеия.

        Вместе с тем технология логико-математического развития современных дошкольников строится именно как проблемно-игровая (З. А. Михайлова)

 и подразумевает гармоничное соотношение практическо-деятельностного  (опытного, игрового) и логического.

        Педагогический процесс включает исследовательский путь освоения детьми математики, а также строится в соответствии с уровнем и особенностями проявления исследовательской активности детей.  В практике отмечаются относительно низкий уровень развития познавательной деятельности, недостаточно сформированные познавательные интересы, яркий интерес к экспериментированию, но не поэтапному освоению его компонентов. Значительная часть детей стремится к интеллектуальной нагрузке, предлагают загадать им задания посложнее, разгадать ребусы, решить «хитрые» задачи. Вместе с тем определённая часть детей в усложнённой ситуации быстро теряет интерес, не хочет концентрироваться на решении и осуществлять поиск.

       У значительной части детей логико-математический опыт недостаточно обобщён и системен: при достаточно хорошем уровне запоминания состава чисел, успешном решении арифметических задач дети не используют освоенное в самостоятельной деятельности, в решении повседневных бытовых и игровых задач затрудняются осуществить перенос на аналогичное содержание, часто механически повторяют ответ. Дети затрудняются предлагать варианты, комбинации решений: выдвинув одно предложение, один способ решения, не стремятся к поиску других. Комбинаторные умения развиты относительно: дети могут строить варианты только практическим путём. Значительная часть детей не может осуществлять преобразования в умственном плане. Сложным является установление обратных зависимостей. Для большинства детей характерно доминирование наглядности (Что вижу? Как это выглядит?) над рассуждением (Что мыслю? Какие делаю выводы?).

        У дошкольников выявлен средне-низкий уровень развития экспериментирования (на материале решения математических задач и ситуаций). Большинство детей могут принимать задачу, выдвигать гипотезы, осуществлять обследования. Однако выдвигаемые гипотезы носят шаблонный характер, значительная часть детей не может выделить противоречия, проблемы, ставить вопросы. Часть детей склонна увлекаться игрой с предметами, без обобщения. Часть детей в процессе экспериментирования затрудняются действовать без указаний взрослого, не пользуется материалами для экспериментирования.

       Причиной этого в большинстве случаев является ориентированность образовательного процесса детского сада и усилий родителей на формирование именно знаний, а не на активизацию процесса их освоения.

        В практике дошкольного образования оказалась эффективной методика развития исследовательского поведения у дошкольников, представленная поэтапно.

    На 1-м этапе, условно названном «Вопросы о вопросах»,

 особо значимы мотивация исследовательской активности детей, освоение умений вглядываться (вдумываться) в разнообразную информацию (свойства предметов, связи и отношения, зависимости), замечать противоречия и ставить (формулировать) вопросы.

     На этом этапе используются вопросы, утверждения, занимательные и проблемные ситуации, активизирующие поиск и детскую любознательность, стремление анализировать и наблюдать окружающее пространство и явления, экспериментировать.

 Вариантами таких игровых упражнений могут быть:

    Игровое упражнение «Веришь или не веришь»: «Веришь, что всегда количество углов соответствует количеству сторон?»; «Веришь (согласен), что чем больше углов у фигуры, тем лучше она катится?»;

    Вопросы: «У всех ли фигур бывают «половины»? Если есть полукруг, то что будет, если разделить пополам квадрат, прямоугольник, треугольник?»;

   Ситуация «Делим яблоко» У Винни-Пуха и Ослика два яблока: большое и маленькое. Как справедливо разделить яблоки, чтобы каждому досталось поровну?

   Развитие ситуации: детям предлагается самостоятельно найти аналог для построения эксперимента (нарисовать на листе бумаги, выбрать две картонные фигуры), осуществить задуманное.

     На 2-м этапе, условно названном «А что будет, если…»

Основная цель состоит в развитии компонентов экспериментирования в процессе установления разных зависимостей, закономерностей, отношений, освоения принципа сохранения. На данном этапе принципиально важной является организация экспериментирования с разными веществами, в процессе которой дети осваивают количественные, пространственные отношения, используют разные способы познания.

Примером может служить усложнение ситуаций на основе измерения количества жидких веществ.

    Ситуация 1. В двух сосудах одинаковое количество воды. Детям предлагается перелить воду из одного сосуда в сосуд другой формы (например, более широкий, но низкий). Затем предлагается ответить на вопросы: «Та же самая вода во втором сосуде? Изменилось ли её количество? Как проверить?»

Организуется проверка детских предложений.

    Ситуация 2. Развитие ситуации на другом материале: «А что будет, если… вместо воды взять песок? Наши открытия повторятся?» Ситуации повторяются с использованием сосудов и песка. Выводы и результаты фиксируются с помощью символов и зарисовок.

     Важной является организация ситуации переноса освоенного, открытого в новые условия, на аналогичное содержание, что способствует обобщению представлений и умений.

 Например, Ситуация  «Необычные части, или «Математическое» угощение гостей» При подготовке  к празднику Винни решил по справедливости разделить конфеты. Конфет всего 8. Как их можно разделить? Как определить половину и четверть конфет?» Организуется  обсуждение гипотез и действий детей с предметами-заместителями (фигурами).

    3-й этап «Комбинации» 

Направлен на активизацию поиска в процессе решения сложных логических задач, развитие у детей комбинаторных умений, самостоятельности в процессе познания. Для данного этапа характерно самостоятельное использование логико-математического опыта на новом качественном уровне (уточнение, систематизация, обобщение, установление связей и зависимостей). Целесообразной является активизация действий в умственном плане с последующей практической проверкой.

     Ситуация «Угощение конфетами». Сладкоежке подарили три конфеты, но Зубная фея разрешила ему съесть их за два и только в том случае, если он узнает, сколько разных вариантов угощения может быть. Можно сразу съесть всё, или все на второй день, или ещё как-либо.

     Детям предлагается определить разные варианты поедания конфет. Условие задачи моделируется с помощью кругов (обозначающих первый и второй дни), а также трёх геометрических фигур – заместителей конфет. Дети раскладывают конфеты в разных вариантах.

    Отражение результатов детских исследований организовано по-разному: в собственном портфолио ребёнка – именном «блокноте исследований», на Стене успехов, в Книге открытий, в которых сами дети с помощью воспитателя фиксируют интересные факты, вопросы, решения. Составление Большой книги открытий (вариант: Книга полезных и необычных опытов) предлагает совместное с детьми определение макета и формы энциклопедии, придумывание рубрик («Весёлая геометрия», «Превращение формы» и т. п.).

Категория: Консультация | Добавил: Кубаночка (09.01.2014)
Просмотров: 3541 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Год семьи 2024
Все для Победы!
Независимая оценка
Полезные ссылки
Госуслуги
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Все фотографии на сайте размещены с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Copyright MADOY2 © 2024