Отсюда мы видим, что взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.
Взаимодействие в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общении.
Умения взаимодействовать в паре в дошкольном возрасте велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т.ч. производственных, целей.
Во-вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
В-третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
В-четвертых, ребенок получает опыт «лидерства-сотрудничества-подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения, на пример умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д.
И тут возникает вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным? Судя по всему, это умение договариваться о предмете и способе деятельности – другими словами, «что делать?» и «как делать?».
Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти три этапа.
Первый этап – 4-5 лет (средняя группа) - должен быть направлен получение позитивного опыта работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап – дети 5-6 лет (старшая группа) – заключается в получении опыта пары договариваться о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третий этап- 6-7 лет (подготовительная группа) –обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
Я бы хотела остановиться более подробно на третьем этапе.
Суть и качественное отличие его от предыдущих состоит в том, что на этом этапе нужно создать условия для того, чтобы дети самостоятельно осознавали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали и то, о чем следует договориться (что мы будем делать вместе (общая цель), кто и что будет делать (функции каждого), как, каким образом (способ деятельности).
Предварительная работа взрослого заключается в том, чтобы создать условия того, что дошкольники осознают необходимость договора (самостоятельно решат договориться и скажут об этом), а также реально договориться между собой в процессе деятельности. Она должна акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута, побуждать пару детей к договору.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского любая высшая психическая функция вначале появляется между взрослым и ребенком, является ребенку из социума и только затем становится его внутренним свойством, мнением, поведением.
Соответственно, в рамках третьего этапа - развивающей работы с детьми 6-7 лет - целесообразно выделить два подпункта. Мы с вами рассмотрим подробнее первый подпункт.
Итак, его можно назвать как договор пары детей по побуждению взрослого, а именно: перед группой детей ставится общая цель. Например, сделать макет по ПДД, причем выполнить это задание достаточно быстро. Для этого воспитанники разбиваются на пары, и каждая пара делает свои элементы, которые затем составят общую картину макета.
Они выбирают группу предметов (например, знаки, светофоры, деревья, здания и т.д.) и приступают к работе.
Педагог говорит каждой паре, что им надо договориться о том, кто, что и как будет делать, ну или задает вопрос, о чем им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом контролирует, чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы «Кто?», «Что?», и «Как?».
После того как все пары участников завершат свою работу, педагог помещает изготовленные предметы на общую картинку, эмоционально, позитивно оценивает результат и задает каждой паре детей вопросы: о чем они договорились, понравилось ли им работать вместе и т.д.
Полученная общая картина оценивается как красивая, оригинальная; подчеркивается, что она сделана так успешно и быстро благодаря результативной и быстрой работе пар детей и тому, что участники договорились о том, кто, что и как будет делать. |