Непосредственно образовательная деятельность с приоритетом реализации образовательной области «Музыка» у детей подготовительной к школе группы на тему: «Дружба времен года». Музыкальный руководитель: Т.А.Попова
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физкультура», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация». Цель: развивать интересу детей к певческой деятельности. Задачи: обучающие: - совершенствовать вокальные навыки и танцевальные импровизации; - согласовывать движения с пением; развивающие: - продолжать развивать чувство ритма; - слуховое внимание; - развивать умение инсценировать движения в соответствии с текстом, эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроение; воспитывающие: - воспитывать слушательскую культуру; - воспитывать любовь к народной музыке, желание петь и танцевать русские танцы; - воспитывать культуру общения. Оборудование: - интерактивная доска, дополнительный демонстрационный наглядный материал по теме «Времена года», набор шумовых музыкальных инструментов, набор карточек к музыкальной - дидактической игре «Солнышко и тучка», магнитофон, аудиозаписи. Предварительная работа: разучивание стихов об осени, зиме, весне, лете; вспомнить явления природы и приметы, познакомить детей с пословицами и поговорками; рассматривание картин об осени и слушание произведений П.Чайковского из цикла «Времена года». Ход НОД. Дети входят под р.н.м. «Светит месяц» (кассета А.Бурениной) останавливаются в кругу.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Музыкальный руководитель: А давайте поздороваемся с вашими ручками и ножками веселой песенкой. Дети поют песню-распевку «Здравствуйте» муз. и сл. Картушиной. Музыкальный руководитель: Ребята, а какие времена года вы знаете? Дети: Осень, зима, весна, лето. Воспитатель: А какое время года вам больше нравится? (Ответы детей). Разная погода – в разное время года. Осень, осень, В гости просим! Идет осень с перелетным журавлем, С листопадом и дождем. Пришла осенняя пора – Дождик льет, как из ведра. Осень идет и дождь за собой ведет. (Слова педагога сопровождаются показом слайдов соответствующих времени года - Осень). Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать, как композитор П.И.Чайковский выразил свое настроение в своем музыкальном произведении «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» и сравним, одинаковое или разное настроение передали поэт и композитор. (Ответы детей). Дети слушают «Осенняя песнь. Октябрь» муз. П.И.Чайковского Музыкальный руководитель: А сейчас давайте поиграем в музыкально-дидактическую игру «Солнышко и тучка» и выберем, к какой карточке по своему характеру подходит наше произведение? Дети играют в музыкально-дидактическую игру «Солнышко и тучка». Музыкальный руководитель: Как хорошо вы различали характер произведений. Ребята, а вы знаете игру «Дождик»? Давайте в нее поиграем. Игра с элементами логоритмики «Дождик» муз. и сл. Картушиной Музыкальный руководитель: В осеннее ненастье семь погод во дворе: Сеет, веет, крутит, Мутит, рвет, сверху льет и снизу метет. Осень непогодушку несет. Тучи, как черные суконца, Заслоняют солнце. - Когда стоят осенние пасмурные дни, дети просят выглянуть Солнышко, давайте и мы дружно попросим. А в этом нам помогут музыкальные коробочки. Давайте вспомним песенку про «Солнышко» и отстучим ритмический рисунок. Солнышко, покажись, Красное появись, Дай нам, солнышко, тепла, Чтобы силушка была. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные коробочки» Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. А теперь давайте попробуем передать в движении. Исполняется упражнение для осанки «Солнышко». Солнышко, покажись, Красное появись, Дай нам, солнышко, тепла, Чтобы силушка была. (Медленно поднять руки вверх, потянуться) Воспитатель: И вот солнышко послушало песенку, да и позолотило деревья огненным золотом. Листопад, листопад, Листья по ветру летят. Красивое это осеннее явление, листопад! Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Шуршат под ногами листья, создают особое настроение – осеннее. Но все холоднее ночи. Осенью и иней выпадает, дни становятся туманные. На улице – дождичек, а на дороге туман. - Иногда может выпасть и первый снег. - И снова радость у детей- Играй снежками поскорей. - А тут уже и зима подошла. Какие зимние явления природы вы, дети знаете? (Ответы детей) Зимушка-зима Закрутила, замела. (На слайде «Зима») Музыкальный руководитель. А давайте споем и заведем веселый хоровод о зиме. Дети исполняют песню «Зимушка-зима» муз. и сл. Насауленко Воспитатель: Ребята, а как в народе говорят про снег? (Ответы детей) Дети: -Бел, а не сахар; Ног нет, а идет. -Белая скатерть все поле укрыла. Снег глубок – хлеб хорош. -Повсюду снег, на речках лед, А на дорожках гололед. Музыкальный руководитель: Катится по дорожке народ, Если на улице гололед. Но в снег и лед и лыжи, Санки берет народ. Всюду румяные лица – Катается народ веселится. И мы сейчас с вами повеселимся, часть детей будет танцевать веселый шуточный танец «Валенки», а другие будут озвучивать русскую народную песню на шумовых музыкальных инструментах. Дети исполняют танец «Валенки» р.н.п. (фонограмма р.н.п. «Валенки» в исполнении группы «Белый день») в сопровождении детского оркестра. Воспитатель: (На слайде «Весна»). Тает снежок, оживает лужок, День прибывает, Когда это бывает? Дети: Весной! Музыкальный руководитель: Вешнее солнышко землю воскрешает. Солнце символ Вселенной. Весной по солнышку водят хороводы, играют в различные игры. Давайте и мы с вами поиграем в нашу любимую русскую народную игру «Горелки». Давайте по считалке выберем водящего. (Дети по считалке выбирают водящего). Русская народная игра «Горелки». Музыкальный руководитель: Солнышко снова просим: Выйди поскорее, Чтоб сады и луга Вновь зазеленели. Весна природу отмыкает, Росу на поля выпускает, Дождички весенние накликает, Цветочки яркие распускает. Цветут яблони, груши, сирень В майский безоблачный день. (На слайде Лето) Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем стихи о лете. Ребенок: Приди к нам Лето с радостью, С великой милостью С овсом, ячменем, С калиной-малиной, С грушею. Ребенок: Без дождей всему живому На планете трудно жить. Летом дождикам все рады, Они дарят нам прохладу, Чистят воздух, освежают, Поливают, умывают. Музыкальный руководитель: Летнее солнышко светит, жарко греет, В садах, полях, лесах все сияет и зеленеет! Итог занятия. Педагог читает стихотворение: И снова осень, зима, весна, лето Каждый год повторяется это! Всякие природные явления Мы встречаем с разным настроением. А какое время года ребята, вам больше всего понравилось и почему? (Ответы детей), после чего хвалит ребят за активность и внимательность. Прощается попевкой «До свидания». Дети выходят под р.н.п. «А я по лугу».