Каталог статей

Главная » Статьи » Консультация

Право ребёнка на заботу о других Воспитатель Н.С.Самитова
   

Мераб Мамардашвили
 
   Но, к сожалению,  самую сильную страсть человека, когда он еще мал, ее нетрудно угасить. 
   Если усилия ребенка никому не нужны, малыш быстро перестраивается, приучается получать удовлетворение другим способом – потребляя и развлекаясь.
   Именно тогда, когда ребенок добровольно, самостоятельно и бескорыстно ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО ДЛЯ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ, он чувствует себя наиболее счастливым. Ребенок мал и слаб и поэтому он страстно стремится к тому, чтобы почувствовать себя СИЛЬНЫМ и НУЖНЫМ. 
    Самая главная потребность ребенка –
что-то сделать самостоятельно, чего-то достичь, кому-то помочь, о ком-то позаботиться, кого-то научить.
  Естественные – или кажущиеся нам, взрослым, естественными – отношения с детьми заключаются в односторонней заботе, помощи, обучении. Мы, взрослые, заботимся, помогаем, учим. А как же? Малыши-то совсем еще беспомощные, ничего не умеют! Вот подрастут, тогда…!
  Правда, когда подрастают, выясняется, что они уже не хотят ничего делать для других людей.
   Так правы ли мы? Действительно ли такие отношения детей и взрослых, когда только взрослые о детях заботятся, вполне естественны? 
  Нередко приходится видеть детей, совершенно не замечающих других людей, абсолютно эгоистичных. Однако это не некое изначальное состояние любого малыша – а уже результат воспитания. Или, если хотите, это результат отсутствия воспитания.
  Как раз родители таких вот эгоистичных деток уверены, что их роль – вполне понятная и простая: кормить, одевать, оберегать, любить, заботиться, ласкать. А ребенку отводится роль Потребителя всех этих благ. Правда, делается это, как правило, неосознанно: просто таким родителям не свойственно задумываться над тем, правильно ли они ведут себя по отношению к своему ребенку ли нет. Хотя среди таких родителей немало интеллигентных людей, с высшим образованием, которое почему – то никак не влияет на их способность вести себя разумно со своим малышом. 
  Видимо, дело в том, что заботиться о детях непосредственно приятно. Опекая ребенка, проявляя свою любовь к нему, лаская его, мы чувствуем себя Сильными и Нужными – и это непосредственно приятно, независимо от результата.
  Мы видим, что ребенку тоже доставляет определенное удовольствие – и это чаще всего так и есть. Однако нам не приходит в голову, что это далеко не все, что нужно ребенку, и даже, как это ни странно, не главное. 
  Но постоянное самоутверждение за счет своего ребенка в роли Сильного и Взрослого как раз свидетельствует об инфантильности: то есть о том, что взрослый на самом деле не вполне взрослый. С удовольствием играть роль Взрослого свойственно как раз ребенку. Действительно же взрослого человека эта роль так не опьяняет, для него самоутверждение уже не очень актуально – он уже давно самоутвердился, убедился в своей полноценности. Такой человек больше ориентирован не на свои субъективные ощущения, а на объективный результат, - на то, полезно ли это или нет для самого ребенка.
  Важно, чтобы усилия ребенка, его забота БЫЛИ НУЖНЫ близким взрослым.
 Дать счастье нашим детям совсем не трудно. Нужно только понять, что это возможно, что они в этом нуждаются. И с благодарностью принимать любую, самую неловкую, помощь, любое проявление любви и заботы.
   Многие полагают, что основы личности закладываются до 5 лет. Именно в раннем детстве решается, каким будет человек – всю свою жизнь. Станет ли он эгоистом и потребителем – или будет стремится не брать, а отдавать, заботиться?
  Вот эти вроде бы мелочи: стакан воды, который девочка принесла отцу; носочки, поданные крошечным сыном маме – они все решают. Если мама этому рада,  благодарна своему малышу, если она с удовольствием принимает его заботу, поощряет его – ребенок вырастет хорошим человеком. 
   Возможность и даже необходимость заботиться о близких взрослых, если эта забота принимается с благодарностью, - поистине «живая вода» для любого ребенка. Именно такие отношения с детьми в сильнейшей степени способствуют их успешному человеческому, личностному развитию, «запускают» механизмы такого развития.
   Так вот – оказывается, что для детей неполезно быть только  объектами нашей, взрослой, заботы. Оказывается, то что нам часто представляется естественным- совершенно неестественно! А естественно для ребенка- самому заботиться о своих родителях.    
 
 
Категория: Консультация | Добавил: Кубаночка (11.01.2013)
Просмотров: 1629 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

НАСТАВНИЧЕСТВО
Независимая оценка
Полезные ссылки
Госуслуги
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Все фотографии на сайте размещены с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Copyright MADOY2 © 2024