Меню сайта
Наш опрос
Удовлетворены ли вы качеством оказанной услуги?

Всего ответов: 89
Мы в соцсетях

       

Мы в VK

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Педагогическая копилка

Опыт работы «Развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками у детей дошкольного возраста»
03.02.2015, 11:51
Опыт работы
«Развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками у детей дошкольного возраста»
[/u][/i][/b][/size][/size][/size][/size]
Оглавление

1. Сведения об авторе 3
2. Актуальность 4
3. Научность 7
4. Новизна (инновационность) 9
5. Технологичность 10
6.Результативность 13
7. Библиографический список 15
8. Приложение к опыту работы 16

Актуальность:

«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни...
Правильное воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной».
А.С. Макаренко

Социализация ребенка - сложный, многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий.
Детский сад - первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. И одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка.

Тема моего педагогического опыта появилась не случайно. Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я столкнулась с рядом проблем во взаимоотношении детей со взрослыми и сверстниками. Это проявлялось в неспособности правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, агрессивности, проблемах в общении с окружающими.
А ведь в процессе общения у детей формируется способность выражать свои чувства, оценивать их, развивать способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности.
Повышение внимания к проблемам нравственного воспитания детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся современной ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости, оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут обеспечить ему социально-психологическую адаптацию к дальнейшей жизни в обществе и успешное взаимодействие с окружающим миром.
Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.
Творческой в этом направлении должна стать работа каждого педагога. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.
Проблема социально-нравственного развития детей крайне актуальна, т.к. социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также жизненных ценностей. Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источниками которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино, телевидение, интернет.
Основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.
Целью привития ребенку основ нравственного поведения, в первую очередь, является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.
Главные задачи педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию (в соответствии с ФГОС) направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
На основании «Закона Об Образовании» (от 16 июля 2013 г.), в соответствии со ст.6 одним из субъектов системы образования Краснодарского края является семья как субъект (институт) воспитания, обучения и развития ребенка.
В соответствии с ФГОС одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной Организации с семьей.
В сотрудничестве с детьми и родителями можно решать много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:
- потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;
- потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;
- потребность в познании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;
- потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;
- потребность в активном, содержательном и разнообразном общении
ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации. Диалогу с обществом ребенок учиться у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей.
Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой мною теме.

Научность

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А. С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть «маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык. Но не следует думать, что, организуя труд, игру, общение детей, педагог автоматически достигает целей воспитания. Деятельность, как таковая может быть «нейтральной» в деле воспитания (А. С. Макаренко), а усвоенные правила – лишь формальными, но не реально действующими (Т. И. Ерофеева, Я. З. Неверович) знаниями, т.е. не оказывающими достаточного влияния на воспитание у ребенка трудолюбия, гуманного отношения к сверстникам, саморегуляции поведения.
Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского строятся на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии. Он выражает воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний».
Проблемы нравственного воспитания представлены у К. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга – «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка.
Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.
В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали.
За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармоничной личности» (А. В. Запорожец);
Социально-нравственное воспитание состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. М. Ю. Новицкая
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Новизна

Для работы с детьми по проблеме социально-нравственного воспитания, я использовала элементы методики Е.О. Севостьяновой «Страна добра: социализация детей 5-7 лет». Данная методика включает: этические беседы, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, инсценировки, размышлялки, творческие, подвижные, музыкальные игры, способствующие развитию мотивационной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий и нравственных норм.
Эти элементы я использовала для реализации первого направления – работе с детьми. Но, по- моему мнению, чтобы решить данную проблему, работы педагога с детьми недостаточно. Я считаю, что необходимо участие семьи в решении данной проблемы. Ведь первая школа воспитания ребенка - семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Очень важно помочь понять родителям, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Для того чтобы родители стали активными помощниками, передо мной стояла задача вовлечь их в жизнь нашей группы и детского сада. Для этого я дополнила методику Е.О. Севостьяновой еще двумя формами работы:
-работа с родителями;
- совместная работа с детьми и родителями.
Благодаря интеграции этих форм работы я смогла добиться высокого положительного результата.


Технологичность


В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как: Е.О Севостьяновой Программа «Страна Добра: социализация детей 5-7 лет», программа имеет коррекционную, развивающую и профилактическую направленности; Е.Ф. Прима, Л.В. Филипповой «Развитие социальной уверенности у дошкольников», в которой представлены некоторые аспекты работы, направленные на развитие социальных способностей и навыков у детей в возрасте от трех до семи лет; Л.Л. Мосаловой «Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»; Л.М Шипицыной, О.В. Защиринской «Азбука общения», в которой представлена оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста; С.И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»; Е. Рылева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей»
В нравственном воспитании все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах деятельности. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
В воспитательно-образовательном процессе с детьми я использую деятельностный подход.
В соответствии с ФГОС ДО, принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта работы:
1. Принцип целенаправленности:
- цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для всестороннего развития дошкольников.
2. Принцип систематичности и последовательности:
- только систематичное и последовательное применение данных форм работы по формированию нравственного воспитания, позволит достичь максимальных результатов.
3. Принцип доступности:
- опираясь на него, я учитываю возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы, уровень подготовленности.
4. Принцип интегрированного подхода:
- взаимодействие, взаимопроникновение и объединение в единое целое разнообразных форм работы и видов деятельности.
5. Принцип воспитывающего и развивающего обучения:
- благодаря данной системе объединённых форм, дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, социальный опыт.
Свою работу я строила по трем направлениям:
1. Работа с детьми;
2. Работа с родителями;
3. Совместная работа с детьми и родителями.
Каждое направление включало традиционные и не традиционные формы работы.
Первое направление:
- этические беседы, игровые ситуации, упражнения, проблемные ситуации, игры на оптимизацию межличностных взаимоотношений, НОД, сюжетно-ролевые игры, рисование на тему: «Кем я хочу стать, когда вырасту», чтение и обсуждение поговорок о дружбе, вежливости, чтение художественной литературы, экскурсии, переходы, инсценировки, этюды.
Второе направление:
- работа с родителями (анкетирование, консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, встречи в семейном клубе).
Третье направление:
- совместные формы работы с детьми и родителями (совместные физкультурные занятия, совместные праздники и развлечения, организация мини-музеев «Мы выбираем спорт», «Связь времен в семейных традициях и увлечениях», походы, экскурсии, экологическая акция «Вместе поможем птицам»).
Целью данных мероприятий было приобретение детьми социальных навыков, социального опыта и освоение форм взаимодействия и культурного поведения с взрослыми и сверстниками. Я видела, сколько радости и удовольствия получали дети и их родители в ходе неформального общения. Родители поняли, что наша группа – это своего рода маленькая семья, что они нужны детям не только в плане материального обеспечения, но и как любящие, внимательные и заботливые партнеры, друзья.
В результате внедрения опыта работы (на конец 2013-2014г.), отмечена положительная динамика по освоению детьми социальных представлений о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Дети стали оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения, давать оценку своим поступкам, стали эмоционально-отзывчивыми, доброжелательными, дружелюбными по отношению к сверстникам и взрослым. У родителей появился интерес, желание участвовать в жизни детского сада и группы. Они стати активными помощниками педагогов в вопросах воспитания детей.

Формы работы, используемые в передовом педагогическом опыте условно делятся на:

-формы работы с детьми;
-формы работы с родителями;
- совместные формы работы с детьми и родителями.
Результативность опыта

На начало работы:
Дети с низким уровнем овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» - 37%
Дети со средним уровнем овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» - 61%
Дети с высоким уровнем овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» - 2%

На конец работы:

Дети с низким уровнем овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» - 0%
Дети со средним уровнем овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» - 8%
Дети с высоким уровнем овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» - 92%
В результате работы, (на конец 2013-2014 учебного года), отмечена существенная положительная динамика овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация». Дети стали эмоционально-отзывчивыми, доброжелательными, уважительными во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, научились сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Дети стали уверенными в себе, у них повысилась самооценка, чувство собственного достоинства, появилось желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Библиографический список
1. Бабаева Т.И. , Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., Программа «Детство».
-СПб: ООО Издательство: «Детство-Пресс», 2011г.;
2. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. - СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011г.;
3.Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». - СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012г.;
4. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.;
5. Лучевская А., Кравцова М. М. Ребенок без проблем! - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. - СПб: Издательство «Речь», 2002г.;
7. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб: Издательство: «Детство-Пресс», 2009г.;
8. Негаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Просвешение, 1984г.
9. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. –М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003г.;
10. Рылев Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.:
Издательство: Гном, 2001г.;
11. Семенака С.И. Социально - психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.;
12. Севостьянова Е.О. Страна добра. Социализация детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.;
13. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А. П. , Нилова Т.А. Азбука общения. – М.: Детство – Пресс, 2008г.
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: Кубаночка
Просмотров: 2320 | Загрузок: 0
Вход на сайт

Год семьи 2024
Все для Победы!
Независимая оценка
Полезные ссылки
Госуслуги
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Все фотографии на сайте размещены с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Copyright MADOY2 © 2024