Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи учитель-логопед: Н.Н. Коробская
04.02.2013, 10:56
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Тема: «Огонь - наш друг!»
Цель: объяснить детям, что «огонь делает» нашу жизнь теплее, светлее, уютнее, если мы умело им пользуемся. Программное содержание: - развивать навыки речевого общения, связной речи; - совершенствовать и обогащать экспрессивную речь словами-синонимами; - учить составлять предложение с опорой на кодированные картинки. Демонстрационный материал: - картинки с изображением неандертальца, первобытного племени; - кодированные картинки с советами, как вести себя во время пожара; - магнитная доска, указка. Раздаточный материал: - цветные карандаши; - листы с предметами, изображенными пунктирными линиями.
Ход занятия Много тысяч лет назад нашу планету населяли первобытные люди. Первобытный человек мало чем напоминал современного человека: сутулый, с грубыми чертами лица, неловкой походкой, одетый в звериные шкуры. Древние люди научились добывать огонь и их жизнь изменилась. Теперь они могли греться у костра, кушать не сырое мясо, а жареное на костре, освещать темную ночь, спасаться от диких животных. Люди берегли горячие угли, чтобы снова и снова разжигать костры. (Логопед демонстрирует воспитанникам картинки, изображающие жизнь древнего человека). Сейчас мы не можем себе представить жизнь без газового отопления, электричества, бытовых приборов. 1. Загадки (Совершенствование лексико – грамматического строя речи). Логопед загадывает воспитанникам загадки. Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается. (Утюг)
В нашей кухне целый год Дед мороз в шкафу живет. (Холодильник)
В маленьком оконце – голубое солнце. У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (Телевизор)
Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
2. Совместное обсуждение. (Развитие мышления, памяти, фразовой речи) Логопед объясняет воспитанникам, что предметы, делающие нашу жизнь уютной и комфортной, могут стать источником пожара. Логопед предлагает детям назвать причины пожара, объясняя при этом, что чаще всего человеческая невнимательность, небрежность, халатность приводят к возникновению пожаров. - не выключенный вовремя утюг; - не выключенный вовремя телевизор, гирлянда; - не затушенная спичка; - не затушенный костер и тд.
3. Физкультурная минутка. (Развитие сильного, длительного выдоха) Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А – а – а» - выдох. Повторить три раза меняя гласный звук.
4. Упражнение «Будь внимательным». (Развитие мелкой моторики рук) Логопед раздает детям листы с картинками и предлагает карандашом красного цвета обвести предметы, которыми в отсутствии взрослых они не должны пользоваться. Педагог контролирует выполнение задания.
5. Упражнение «Кодированные картинки». (Совершенствование навыка составления предложений и согласования слов в предложениях) Логопед дает советы, как следует вести себя при возникновении пожара, демонстрируя кодированные картинки на магнитной доске. Далее воспитанники самостоятельно составляют предложения с опорой на кодированную картинку: «Огонь слабой силы можно потушить водой или плотно накрыть пламя одеялом». «Если возник пожар нужно немедленно позвонить по номеру 01 или родителям и рассказать о случившемся». «Если в доме возник пожар нужно выбежать на улицу и звать на помощь. Нельзя прятаться в доме». «Горящие электроприборы нельзя тушить водой».
5. Упражнение «Родственные слова». (Совершенствование грамматического строя речи) Логопед предлагает детям назвать слова близкие по смыслу, исходное слово жар – пожар, пожарище, пожарный, пожарная (машина).
6. Упражнение «Профессия». (Формирование фразовой речи. Использование в речи слов-синонимов) Логопед спрашивает у детей: Как выглядит одежда пожарного? (брюки и куртка из влагостойкой и термостойкой ткани; каска; пояс пожарного с карабином и топором; кирзовые сапоги; рукавицы – краги). Какие качества характера должны быть у пожарного? (смелость, решительность, смекалка, отвага, физическая выносливость).
8. Подведение итога. Логопед задает детям вопрос: Если от использования бытовой техники столько вреда, может не стоит ею пользоваться, а жить как первобытные люди? В процессе обсуждения необходимо «подвести» детей к мысли о том, что современный человек не должен бояться окружающего мира, он должен владеть конкретными знаниями, навыками, чтобы обезопасить свою жизнь, свой быт. Современный человек должен беречь и ценить свое здоровье, избегать опасных ситуаций, в старшем возрасте предвидеть последствия.