Программа составлена в соответствии требованиями основных нормативных документов:
1. Закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
3. Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7.12.2017г. протокол №6/17);
4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26.
АОП определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от её общего объёма. Объём части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40 % от её общего объёма. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях, разработана в соответствии с Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7.12.2017г. протокол №6/17), с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной программы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с учётом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Эта часть Программы представлена парциальными образовательными программами, методиками и формами организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям участников образовательных отношений, включая инновационную деятельность детского сада.
Целью данной Программы является создание социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
- овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе, и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР. |