Конспект НОД "Осень бывает разная", призёр конкурса "Мой лучший урок"
13.11.2013, 11:40
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с приоритетом реализации образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы Тема «Осень бывает разная»
Музыкальный руководитель: Попова Татьяна Александровна
2013г.
Пояснительная записка.
Непосредственно образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения, которая строится на основе игры (музыкальной, подвижной, дидактической, сюжетной). Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь нескольких образовательных областей, например: при закреплении знаний о сезоне дети слушают музыку, рисуют, танцуют. Такая непосредственно образовательная деятельность может проводиться от 3 до 12 раз в квартал и подразумевает наличие у обучаемых знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, из личного опыта. Во избежание переутомления детей сочетаются задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. В некоторых случаях программные задачи могут быть занижены, чтобы не увеличивать время проведения непосредственно образовательной деятельности, но создать целостный образ обсуждаемого события или явления.
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физкультура», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». Цель: прививать любовь к музыке. Задачи обучающие: - дать представление о выразительных средствах, передающих настроение в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове; - учить соотносить характер музыки и цветовую гамму картины; - совершенствовать вокальные навыки и танцевальные импровизации; - активизировать действия детей в музыкально-речевой деятельности; - расширять словарный запас детей; - закреплять умение детей отвечать на вопросы. Развивающие: - продолжать развивать чувство ритма; - слуховое внимание; - инсценировать движения в соответствии с текстом, эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения. Воспитывающие: - воспитывать внимательность, доброжелательность в отношении друг к другу. - воспитывать слушательскую культуру. Оборудование: интерактивная доска: - слайды с изображением примет осени - деревья в осеннем уборе, листья, тучи, дождик, детей одетых для дождливых дней, людей с зонтами, птиц улетающих на юг, людей убирающих урожай с полей, рябину с красными ягодами; - слайды иллюстраций осени – золотой, дождливой, корзины с овощами и фруктами; - фонограммы - пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковский и песни «Дождик» муз. Насауленко. Раздаточный материал: 2 листа формата А-2 набор геометрических фигур из цветной бумаги, ножницы, клей кисточки для клея, салфетки, клеенки. Предварительная работа: рассматривание картин художников об осени; слушание музыки П.Чайковского из цикла «Времена года»; разучивание стихов: Б.Пастернака «Ходит осень по дорожке», Г.Ладонщикова «Серый день короче ночи», З.Федоровская «Осень на опушке краски разводила», А.Плещеева «Миновало лето»; разучивание песен об осени: «Ах, какая осень» муз. Роот, «Осень» муз. и сл. Роот
Ход НОД: Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» муз. П.Чайковского (кассета по слушанию) садятся на стулья. Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, вы узнаете, что осень бывает разная, не только дождливая, но и красивая, золотая, урожайная. Расскажите, ребята, по каким приметам мы узнаем, что настала осень.
Дети называют приметы, на интерактивной доске появляются соответствующие не только приметам осени слайды (презентация № 1 слайды2,3) проводится дидактическая игра «Выбери примету».
Музыкальный руководитель: А вы знаете стихи об осени? Давайте послушаем. Ребенок: Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый - кленовый. Б.Пастренак Музыкальный руководитель: Какое красивое стихотворение сочинил поэт Б. Пастернак, так и хочется спеть нашу любимую песню об осени.
Презентация № 1 Слайд 4 (картинка к песне) Исполняется песня «Ах, какая осень» муз. и сл. Роот (сб.З.Роот. Песенки и праздники для малышей. С.47)
Музыкальный руководитель: Ребята, в осени три месяца. Назовите какие? (Ответы детей). Каждый месяц по своему красив. Для каждого из них осень - художница нашла свои краски. Давайте посмотрим, какой многоцветной бывает осень. (Презентация № 1 Слайды 5-9 с иллюстрациями золотой осени). Какими красками изобразил художник золотую осень? (Ответы детей). Ребенок: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый Утешает осень: - Не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета! 3. Федоровская Музыкальный руководитель: Какое чудесное, светлое стихотворение вы рассказали о золотой осени. Послушайте, как о солнечной осени расскажет нам музыка.
Дети слушают песню «Осень» муз. и сл. Роот ( сб. Песенки и праздники для малышей. С.56)
Музыкальный руководитель: Серый день короче ночи, Холодна в реке вода, Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома. Г.Ладонщиков (Презентация № 1 Слайды10-15 с иллюстрациями дождливой осени) Ребята, какие краски подобрал художник для дождливой осени? (Ответы детей). Мелодикломация стихотворения (Презентация № 2) Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. А. Плещеева Музыкальный руководитель: Стихотворение грустное и у художника картина осеннего дождя грустная, печальная. Меняется слайд 16 Презентация № 1 (иллюстрация урожая овощей и фруктов). Музыкальный руководитель: Какое настроение передает эта картина? (Ответы детей). Какое богатство красок. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора,
Игра «Что нам, осень принесла?» муз. Е.Тиличеевой (сб. Музыка и движения старшая гр. с. 104).
Музыкальный руководитель: Какими музыкальными красками композитор передал настроение в песне-игре? Какая звучала музыка по характеру? (ответы детей: музыка бодрая, веселая, задорная, громкая, ритмичная, четкая.) И в музыке мы услышали разноцветную урожайную осень. Воспитатель: А теперь я предлагаю рассказать об осени в аппликации. Дети выполняют коллективную аппликацию «Дождливая осень в лесу». В процессе работы педагог побуждает использовать в аппликации разные приемы при изображении силуэтов деревьев и кустов (вырезывание, обрыв, мозаика) Музыкальное сопровождение – «Дождик» муз.Насауленко При рассматривании работ педагог предлагает рассказать какой разной бывает осень, подобрать слова - определения (дождливая, золотая, солнечная, разноцветная, урожайная, хмурая, грустная, серая и т.д.) Воспитатель: Из деревни, из села Осень в город повезла Горы снежные – капусту, Брызги солнца – кукурузу. И синеют сливы густо, и блестят бока арбузов. Золотятся груды яблок, Винограда россыпи. Сколько сочных, ярких красок У деревенской осени! Я предлагаю разбиться на две команды: на танцоров и музыкантов. Танцоры будут инсценировать песню «Урожай собирай», а музыканты будут играть на музыкальных инструментах.
Итог: педагог интересуется, что запомнилось детям на занятии и почему. Похвалив детей за их активность, прощается с ними прощальной попевкой «До свидания». Дети свободным шагом выходят из зала под музыку П.Чайковского «Октябрь».
Литература: 1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.с.104. 2. Орлова Т.М., С. И. Бекина «Учите детей петь» (песни и упражнения для развития голоса у детей 5 до 6лет). Москва, 1987. 3. Роот З. Песенки и праздники для малышей. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. С.47.